среда, 17 сентября 2008 г.

Мавзолеи падишахов

             В 12 веке мусульманские завоеватели из Средней Азии закрепили своё могущество в Индии. Об этом свидетельствуют первые постройки на территории Дели- мечеть Кувват-уль-Ислам (начата в 1193 г), минарет Кутб-Минар (конец 12-начало 13 века) и мавзолей Ильтутмыша (после 1235 г). Мусульманские династии правили в Индии 7 веков. 

           Индийские мавзолеи выделяются красотой и убранством даже среди мусульманской архитектуры. Это не вяжется с тем, что ортодоксальный ислам не приветствовал погребальные постройки. Но по мере рассширения территорий мусульман могилы вождей стали устраивать в специальных зданиях. Вероятно из-за принявших ислам тюрков, манголов, узбеков, которые ещё в бронзовом веке хоронили в курганных погребениях, имитирующих дом.

             Пришедшие им на смену Великие Моголы располагали средствами и оставили после себя грандиозные строения.

             Правители Делийского султаната начинали строить гробницы, как только получали землю во владение. Старейший в Индии мавзолей этого периода находится рядом с башней Кутб-Минар в южном Дели. Однако в старой части Дели есть и более скромный комплекс усыпальниц. Там расположена усыпальница первой и единственной мусульманской правительницы в Индии. Эта женщина обладала редким умом и храбростью, но вызвала недовольство своих подданных из-за своей любви к рабу-эфиопу. И хотя погибла в военном походе, была похоронена в скромной грабнице, в лесной безлюдной местности.

             Гробницы 13-14 века выглядели как оборонительные сооружения. Например, мавзолей султана Гияс-аддина Туглака (1325 г) расположен внутри цитадели крепости Туглакабад. Такие сооружения указывали противникам, что земля, на которой они установлены, будет принадлежать покоящимся правителям вечно. 

             От периода  Делийского султаната осталось несколько десятков скромных гробниц. В 15-16 веках в конструкциях мавзолеев появились новшества: восьмиугольные здания , которые выглядели менее тяжеловесно за счёт большого количества арочных проёмов в стенах. Например, мавзолей Шер-Шаха Сури в Сасараме (1540 г) и гробница Иса Кхана в Дели (1547 г) похожи на нарядные беседки под куполом.

             В более поздний период архитекторы использовали  и местный колорит. В эпоху Великих Моголов  произошло глубокое слияние двух культур- индийской и мусульманской. 

             Первый из Моголов, похороненный на индийской земле, Хумаюн (1508-1556 гг). Зодчий из Ирана Ага Мирза Гияс строил мавзолей Хумаюна около девяти лет.

            При Моголах усыпальницам отводилось не  только устрашающее значение, но и эстетическое, понимание загробной жизни. Мавзолей Хумаюна находтся в живописном месте на берегу Джамны. Начиная с 16 века усыпальницы могольских правителей неотделимы от садового окружения.

            В 17 веке архитектура индийских мавзолеев достигла своего апогея. На усыпальницы правителей, их приближённых, святых, духовных лидеров выделяли колоссальные средства. Трудно говорить о каком-то определённом стиле. За несколько десятилей в разных частях Индии появились совершенно оригинальные здания. 

            Усыпальница Акбара (1612-1613 г) представляет собой лёгкий павильон, похожий на многоярусный дворец Панч-Махал . Гробница отличается от всех строений отсутсвием обязательного купала, принятого в исламе. Вопреки требованиям ислама Акбар повелел, чтобы его голова была обращена в сторону восходящего солнца.

            Строительство Тадж-Махала в Агре было последним крупным архитектурным проектом Великих Моголов. К середине 18 века строительство светских мавзолеев сошло на нет. Правителей хоронили в усыпальницах предков. Местом успокоения многих представителей рода Великих Моголов стал мавзолей Хумаюна.

             Сегодня многочисленные усыпальницы и мавзолеи, расположенные посреди садов и парков, стали местом прогулок и экскурсий.

          

Комментариев нет: