пятница, 3 октября 2008 г.

Место в жизни изменить нельзя.

                В Индии можно выбрать всё, что связано с духовным опытом и практикой. Нельзя выбрать только место в жизни-касту. А это перевесит все другие преимущества индийской культуры. Кастовый строй-соединение высших законов мироздания с этическими законами общества.

               Самое высшее звено в кастовой иерархии-брахманы. Они владеют словом. Их ценят выше царей. Цари, в свою очередь, принадлежат к касте кшатриев. Индия, пожалуй, единственная страна, в которой человеческия знания ценят выше, чем человеческие действия. В эту касту входят воины, администраторы. Следующей кастой, стоящей на ступеньку ниже, считаются вайшьи-торговые люди. За ними следуют шудры-землепашцы, скотоводы, ремесленники. И в самом низу кастовой лестницы находятся неприкасаемые. Их занятия считаются нечистыми. Даже их тень способна осквернить высокопоставленного. Непикасаемые, в отличии от других каст, не имеют права читать Веды и слушать священные тексты.

               С самого далёкого прошлого и до нынешних дней кастовая структура сохраняет поразительную стабильность. Хотя внутри самой касты существуеют подкасты, мелкие касты могут сливаться. Такая устойчивость объясняется фундаментальными концепциями кармы и сансары.

               Основа этих конципций в том, что человеку внушают уверенность в том, что он заслуживает того места, на котором находится, но тот должен быть уверен, что в одной из последующих жизней оно улучшится.Таким образом, "снимается" социальный протест.

               В основе кастовой иерархии находится оппозиция "чистый-нечистый". От это зависит и общение индусов между собой. Любые, даже незначительные действия могут иметь религиозные последствия-например, процесс еды, манера вкушать её. Существует целая система запретов на соместное вкушение пищи представителями разных каст, на принятие пищи от представителей низших каст высшими, на контакты с людьми "нечистыми": уборщиками, кожевниками, гончарами, плетельщиками корзин...

                Как бы не разбоготел индус из низшей касты, какого бы влияния он не добился-он остаётся "нечистым", физический контакт с ним "оскверняет", и самый бедный брахман будет взирать на него сверху вниз.

              Но при всей обособленности, касты находятся в тесном контакте между собой, несмотря на ограничение прямых контактов. У каждой касты-своя дхарма. Одним из главных нравственных постулатов индуизма по отношению ко всему живому-невреждение. Но сражаясь против беззакония, воитель-кшатрий обязан убивать. А брахману не сохранить своей чистоты без убощика нечистот. Тому, в сою очередь, не заработать на жизнь без обслуживания высших каст. Аскет-санньяси не дотронется до денег, а вайшьи целует рупию: приумнажать благосостояние-его кастовая дхарма.

Комментариев нет: